Как студенты становятся инженерами крупнейших автомобильных компаний в мире
В настоящее время требования к молодым специалистам, только что получившим диплом об окончании технического вуза, очень высоки. Просто окончить вуз, научиться проектировать с помощью AutoCAD не всегда является достаточным условием желаемого трудоустройства для амбициозного молодого человека. Сегодня начинать накапливать необходимую квалификацию можно уже в период обучения студента в вузе. В этом будущим специалистам помогают администрация вуза, вендоры ПО, инициируя проведение различных отраслевых конкурсов. Крупные компании также не остаются в стороне и проводят собственные соревнования, в которых являются членами жюри и общаются непосредственно с участниками. О том, какие двери открываются перед студентами, участниками одного инженерного соревнования, и пойдет речь в данной статье.
В далекие 80-ые, а если быть точнее, то в 1978 году в США коллективы из трех различных университетов Техаса ради развлечения устроили гонки на переделанных в багги газонокосилках. Профессор Хьюстонского университета Марк Маршек, вдохновленный соревнованиями, связался с Сообществом Автомобильных Инженеров и предложил организовать серию студенческих соревнований класса Мини-Баха (небольшой внедорожный автомобиль «багги»), в рамках которых студенты участвовали в гонках на автомобилях, самостоятельно сконструированных и изготовленных. Предложение нашло много единомышленников в США, готовых пополнить ряды авантюристов. Уже на следующий год прошли первые официальные соревнования, которые получили название Мини-Инди - гонки в классе Мини-Баха.
Первоначально регламент участия команд в серии Мини-Баха предусматривал использование одинаковых восьмисильных двигателей производства Briggs & Stratton со стандартными характеристиками. Однако впоследствии многие участники стремились усилить мощность двигателя за счет его модернизации, установки турбонагнетателей и других технических решений. Желание студентов расширить в своих проектах динамические возможности автомобилей привело к созданию нового класса соревнований, с новыми типами автомобилей, - «Формула SAE». В таком конкурсе участие принимали уже не внедорожники, а болиды для трека. В связи с этим был создан новый регламент, в рамках которого ограничения в части проектирования двигателя уже были минимальны. Так, для увеличения динамики, устойчивости и безопасности автомобиля студенты стали использовать при проектировании своих болидов технологии, аналогичные технологиям «Формулы-1», что позволило в разы увеличить вероятность выигрыша в гонках.
- Мини-Баха - постройка небольшого внедорожного автомобиля;
- Формула SAE;
- формула Гибрид – аналог Формулы SAE, но с гибридной силовой установкой;
- постройка беспилотных летательных аппаратов;
- постройка снегоходов;
- постройка сверхэкономичных автомобилей Supermileage;
- новое перспективное направление – Formula Electric.
Победители конкурса «Формула SAE» в своем классе награждаются кубком и различными памятными призами. Самое главное, что во время проекта каждому участнику предоставляется шанс показать свои знания, полученные при обучении, и продемонстрировать реальные навыки, требуемые для будущей работы. Именно поэтому соревнование стало настоящей "кузницей" кадров для многих крупных компаний, поддерживающих проект (BOSCH, VVolkswagen, AUDI, BMW, Mahle, Brunel, DEKRA, Continental, Eaton, GKN, SolidWorks). Так, бывших участников проекта Формула SAE сегодня можно встретить в составе лучших команд «Формулы-1».
На сегодняшний день в соревнованиях участвует более 500 университетов из 40 стран со всего мира, и число участников увеличивается с каждым годом! Соревнования состоят из нескольких этапов и проходят в нескольких странах: США, Великобритания, Германия, Италия, Австралия, Бразилия, Индия, Япония, Южная Африка и другие. Так, в официальную серию «Формулы SAE» сейчас входят три Североамериканских этапа, самый большой из которых – этап на гоночном кольце в Мичигане, в котором участвуют до 120 команд и почти 2000 студентов. В Европе трассы находятся в Англии, Германии, Италии, Австралии, Бразилии и Японии. Этап в Германии – один из самых престижных, проводится на легендарной трассе в городе Хоккенхаймринг, на этой трассе с 1970 года проводят гран-при «Формулы-1». Кроме этого регулярно проводятся соревнования, не включенные в официальную серию. В списке таких соревнований есть трассы в Испании, Венгрии, Эстонии и Финляндии.
Команда Формула Студент РУДН была создана в 2011. В данном случае идея участия в конкурсе целиком принадлежит студентам кафедры "Эксплуатация автотранспортных средств" и благодаря поддержке руководства университета и появилась команда FS-RUDN. Состав команды РУДН представлен студентами, лучшими в своей области: Алексей Мурзин, инженер по трансмиссии; Александр Медведев, инженер по рулевому управлению, Михаил Капалин, инженер по подвеске; Антон Чумаков, инженер по подвеске; Кирилл Вишняков, инженер по раме; Владислав Фетисов, инженер по раме; Артем Ветошников, PR- менеджер; Николай Ким, переводчик; Мария Левус, дизайнер; Екатерина Федосеенко, Бухгалтер. Руководителем проекта и наставником является Абу Ниджим Рамзи Хасан, заведующий кафедрой «Эксплуатация Автотранспортных средств» РУДН.
Команда РУДН ставит перед собой задачи роста и развития, повышения квалификации, как в командном, так и индивидуальном зачете. Ребята хотят заявить о себе и показать достойные результаты в своем классе. Как и всем командам – участникам соревнований Формула Студент, команде РУДН, на этапе проектирования дизайна автомобиля помогает компания Autodesk, предоставляя возможность бесплатного обучения и лицензирования программного обеспеченья для студентов. Так, средствами Autodesk Alias ребята создают образ будущего автомобиля. Для проектирования самого автомобиля команда использует SolidWorks. Именно это программное обеспечение, по словам участников команды, позволяет моделировать детали и узлы, и в дальнейшем проверить эти детали и узлы на прочность, указав соответствующие нагрузки. SolidWorks самое распространенное программное обеспеченье в этой отрасли у команд по всему миру. Так же возможно использование и других САПР, например, некоторые команды используют Autodesk Inventor, CATIA, Lotus Engeenering.
Масса болида команды РУДН не превышает 350 кг. Такая достаточно высокая масса относительно привычной средней массы автомобилей европейских команд (от 180 до 220 кг) объясняется соответствию последним изменениям в регламенте, повысивших требования к безопасности болидов.
Ожидается появление команд и в некоторых других ВУЗах нашей страны. Вот как на сегодняшний день выглядит полный список российских команд, участвующих в соревнованиях класса Формула SAE:
- Формула Студент МАДИ (SEG-MADI) - Московский автодорожный институт. Основана в 2005г. Участвуют с 2006 года. В этом году будут участвовать в соревнованиях в Германии.
- Формула Студент МАМИ (FS-MAMI) - Московский автомобильный институт. Основана в 2007. Проектируют уже свой пятый автомобиль. Германии 2012.
- Формула ТГУ (SPC Formula TSU), Тольяттинский государственный университет Основана в 2008г. На мировых соревнованиях не выступала.
- Формула ЯГТУ - Ярославский государственный технический университет. Основана в 2010г. В июне этого года показали свой первый автомобиль.
- АМИГО - Нижегородский государственный технический университет. Основана в 2010г. Планируют выступить в этом году в Италии.
- Формула Студент РУДН(FD-RUDN) - Основана в 2011г. Российский университет Дружбы Народов. Первый раз участвуют в соревнованиях. Этап Италия 2012.
- Сердце Урала - (HeartofUral) - Челябинская команда. Основана в 2011г. Проектируют свой первый автомобиль.
Источник.